«ПАЛЕСТИНА», «ПЛЕНЕНИЕ ШАМИЛЯ» И ДРУГИЕ

В Грозный возвращаются единицы из десятков тысяч книг довоенных библиотек и музейных экспонатов

Фолиант «Палестина» Алексея Суворина — последний по времени раритет, возвращенный в республику в 21 веке. Старинное издание исчезло из библиотеки имени А. Чехова в начале 1990-х, как и сотни, тысячи других книг и музейных экспонатов, украденных в предвоенной смуте.  В октябре с.г. фолиант подарил Национальной библиотеке имени Абузара Айдамирова министр культуры ЧР Хож-Бауди Дааев. Ранее в послевоенные годы были возвращены археологические находки, картина Александра Головина «Портрет Е. Татевосяна в бедуинской повязке», еще раньше – кольчуга средневекового чеченского рыцаря, похищенная из места его захоронения… А картину Франца Рубо «Гуниб и пленение Шамиля 25 августа 1859 года» изъяли у мародеров еще в 2000-м. Вернуть ее в Грозный обещают через три года московские реставраторы – утрата авторской живописи составляет 45 процентов.  

«Дарю книгу библиотеке»

В ходе октябрьского подведения итогов этой акции книжный фонд Национальной библиотеки пополнился книгой Алексей Суворина «Палестина».  В беседе с «ГР» директор НБ Сацита Исраилова рассказала следующее:

—  Очень успешно прошла акция. Только Национальная библиотека собрала 3 тысячи книг, еще 70 тысяч принесли в наши муниципальные подразделения жители районов. Надо сказать, в этом году нам попадались на редкость хорошие издания, они сформировали золотой фонд Национальной библиотеки – отдел редких книг. И уж точно его украшением стал фолиант «Палестина» — дар Национальной библиотеке от министра культуры ЧР.

Конечно, это был сюрприз, ведь «Палестина» —  библиографическая редкость, издание 1898 года.  Фолиант исчез из библиотеки имени А. Чехова в начале 1990-х, как и сотни, тысячи других книг и музейных экспонатов, украденных в предвоенной смуте.

Спустя четверть века книгу, видимо, решили вернуть или продать – скорее всего, в очередной раз. Кстати, стоимость ее недешевая – полмиллиона рублей. Мы все были тронуты этим подарком. И он оказался не единственным сюрпризом от министра, он подарил Национальной библиотеке еще несколько редких книг. Кроме того, в ходе акции наш книжный фонд пополнил терминологический словарь Ахмада Мациева. Изданный в начале 20-го века, словарь также представляет из себя библиографическую редкость.

— Книжный фонд Национальной библиотеки формировался с нуля, насколько известно. «Чеховку» разбомбили в разгар первой войны, то есть 25 лет назад. Тогда «Чеховка» превратилась в руины, содержимое — в пепел. Особое впечатление произвели на меня воспоминания ее тогдашнего директора Эдильбека Хасмагомадова. В одном из своих интервью он рассказал, как зимой 1995-го добрался до «Чеховки», вошел в подвальное книгохранилище и увидел… заполненные, как обычно, стеллажи! А когда дотронулся до книг, они рассыпались в прах… Оказывается, сотни тысяч книг были сожжены, при этом сохранились их очертания. Сохранились до первого прикосновения! «Киношный» момент.

— У меня похожая история, тот же оптический обман. Тогда я директорствовала в Центральной городской библиотеке. Закончилась война, прихожу на место работы. Везде – следы огня от бомбардировок. А в книгохранилище стоят стеллажи… с книгами! Вернее, мне показалось, что с книгами. Это был пепел, сохранивший рисунок корешков. Я до них даже дотронуться не успела, как пепел рассыпался. До этого он «держался», потому что книги стояли очень плотно, как мне пояснили физики. На самом деле ничего не уцелело. Если даже мародеры что-то унесли, кто об этом узнает? Разве что, если вернут, как это произошло с книгой Алексея Суворина.

— Вернемся к Национальной библиотеке и к «Палестине». Книгу, скорее всего, ты уже прочла.

— Да, конечно. Первые впечатления – от оформления, дизайна, от рисунков Кившенко и Навозова, известных в свое время художников-иллюстраторов. Но главное, она представляет интерес из-за своего содержания. Здесь этнографические записи, рисунков очень много. Мы видим Палестину глазами русских паломников конца 19 века, видим жизнь городов Палестины во всем их многообразии. Честно говоря, меня поразило мирное сосуществование на этой земле представителей разных конфессий. Оказывается, чуть больше века назад там царили мир и спокойствие. Очень интересные зарисовки быта русских, евреев, арабов, армян. Считаю, в этнографическом плане этой книге нет равных.

 — Фонд у вас собирается интересный, судя по всему.

Конечно, легче всего собрать переизданную классику. Но для библиотеки особенно значимы книги о республике, о крае. Это раритетные книги, это фолианты, это рукописи. Очень интересуют нас издания 30-х годов прошлого века на латинице, такие книги тоже очень большая редкость. То, чем мы располагаем, находится на спецхранении в отделе рукописей и редких книг. Новинки мы их оцифруем и разместим в электронном фонде, где читатели получат возможность ознакомиться со словарем Ахмада Мациева, как и с рядом других изданий, — заключила Сацита Исраилова.

 

Утрачено главное – лицо Шамиля

 

В художественном научно-реставрационном Центре им. И.Э.Грабаря началась реставрация картины Франца Рубо «Взятие аула Гуниб и пленение Шамиля». Из-за многочисленных повреждений работы скопилось много, реставрация затянется на три года. Но главное, полотно вернется в Грозный, в Национальный музей, сообщил министр культуры ЧР Хож-Бауди Дааев.

«Благодаря нашей достигнутой договоренности с Минкультуры РФ, спустя более 20 лет начаты долгожданные реставрационные работы. Были удалены поверхностные загрязнения с лицевой и оборотной стороны. Предстоит сложный комплекс работ по восстановлению живописи», -сообщил министр культуры ЧР.

Картина Франца Рубо написана в 1886-1888 годах. По информации писателя, автора книги «Мой Грозный» Адиза Кусаева, изначально знаменитое творение живописца хранилось в музее Тифлиса. Вот что пишет автор о дальнейшей судьбе картины:

«До Октябрьской революции 1917 года вся «Кавказская серия» картин Ф. Рубо находилась в Тифлисском военно-историческом музее. Но вскоре после установления Советской власти «Храм славы» был закрыт как учреждение, прославляющее «ста­рорежимную императорскую армию». Небольшая часть картин попала в Государственный музейный фонд, откуда их позже распределили по музеям Северного Кавказа, другая в частные руки и бесследно исчезла, третья была просто уничтожена. Вот тогда, в 1926 году, по просьбе Чеченского облисполкома из Тифлиса и были переданы в наш формировавшийся Краеведческий музей картины Ф. Рубо «Пленение Шамиля» и «Смерть генерал-майора Слепцова в Гехинском лесу», — пишет Адиз Кусаев.

Чечено-Ингушский краеведческий музей, кабинет Берия, подвалы Лубянки и вновь грозненский музей – картина о плененном Шамиле неоднократно попадала «в плен» и возвращалась в Грозный. Даже после кражи в 1995-м, полотно обнаружилось пять лет спустя при попытке вывезти за границу и было изъято.

Как сообщила ТАСС реставратор Яна Ильменская, полотно привезли в ВХНРЦ с многочисленными изломами и осыпями по всей поверхности.

«Главная сложность состояла в том, что картина большого формата, для работы требовались определенные условия, — рассказывает Яна Ильменская. — Реставрацией занималась бригада из четырех человек, но в дублировании участвовал весь отдел. Непросто было и найти подходящий дублировочный холст. Требовался очень плотный, чтобы удержать изломы и деформации холста».

Позднее картина отправилась на выставку «Вернем Грозному музей», которая проходила в Третьяковской галерее летом 2002 года; после этого она хранилась в запасниках РОСИЗО. Теперь реставрацию решили довести до конца.

Одна из главных сложностей — восстановление портретного сходства героев. Особенно сильно пострадало изображение Шамиля: лицо почти полностью утрачено. При работе над картиной Рубо совершил серию поездок на Кавказ, сделал множество этюдов, изучал документальные свидетельства и воспоминания участников события. Опираясь на собранные материалы, он создал исторически достоверное изображение имама Шамиля и главнокомандующего Кавказской армией, князя Александра Барятинского.

«Нам предстоит отыскать этюды Рубо, сохранившиеся репродукции и фотографии картины, возможно, другие изображения Шамиля», — пояснила Яна Ильменская. По ее словам, в отличие от облика имама, лицо Барятинского пострадало гораздо меньше. На реставрацию потребуется не меньше трех лет.

 

До минувших войн…

 

Национальная библиотека ЧР имени Абузара Айдамирова ( бывшая библиотека имени А. Чехова)   — одна из старейших на Северном Кавказе, была основана в 1904 году. В первой половине 1990-х объем ее фондов превышал 2,6 млн единиц хранения, однако в ходе двух военных кампаний книгохранилище было полностью уничтожено. Всего библиотеки республики лишились тогда 60 млн книг и документов.

23 марта 2013 года состоялось открытие нового здания библиотеки в центре Грозного. В 2016 году на ее базе был открыт первый на Северном Кавказе региональный Центр Президентской библиотеки имени Бориса Ельцина. Книги поступают из ведущих библиотек РФ: Российской государственной библиотеки и Библиотеки Администрации Президента РФ. Также фонд пополняется за счет книжных пожертвований населения.

В чеченских республиканских музеях (краеведческом и изобразительных искусств) до минувших войн насчитывалось более 3270 объектов искусства, в том числе около 950 произведений живописи, 1200 – графики, а также 170 скульптурных работ. В ходе военных действий оба чеченских музея утратили до 90 процентов своих фондов. В 1996 году в целях сохранения уцелевших экспонатов учреждения объединили в Национальный музей ЧР.

 

Зарина Висаева

 

На снимке: министр культуры ЧР Хож-Бауди Дааев и директор Национальной библиотеки ЧР имени Абузара Айдамирова Сацита Исраилова.

Добавить комментарий