НУР-МАГОМЕД АЛБЕКОВ: «ТЕМПЫ ПАДЕНИЯ ДОБЫЧИ НЕФТИ ОГРОМНЫЕ»

Качество "черного золота" по-прежнему остается высоким

Только за последние три года объем нефтедобычи в Чечне снизился на сто тысяч (!) тонн. Если в 2016 году нефтяники добыли в Чечне 171 тыс. тонн нефти, в 2017 – 117 тыс. тонн, в 2018 – 94 тыс. тонн. О том, какова реальная картина по добыче нефти в Чечне сегодня,  СМИ рассказал заместитель генерального директора по производству — главный инженер ОАО «Грознефтегаз» Нур-Магомед Джаладиевич Албеков.

По словам Н.Д. Албекова, на текущий день среднесуточная добыча – это 206 тонн в сутки. Нефтяники планируют закончить этот год с общей добычей 74 тысячи тонн нефти. Как видим, темпы падения добычи нефти огромные. Чтобы было понятно, Нурбек Джаладиевич отметил, что общий процент обводненности действующего фонда скважин составляет более 93 процентов. То есть, добывая 7 тонн нефти, нефтяники выкачивают из-под земли 93 тонны технической воды.

— Чтобы добыть такое количество нефти, мы вынуждены добывать огромное количество воды. Все наши месторождения на завершающей стадии разработки. Что же касается качества нефти, то наша нефть по-прежнему качественная, она сохранила свои свойства, — рассказал главный инженер Грознефтегаза.

Максимальный уровень добычи нефти по ОАО «Грознефтегаз» с приходом «Роснефти» составлял 2 млн 100 тысяч тонн – 2009 -2010 годы, то есть в год добывали чуть больше двух млн тонн.

— При всем этом темпы падения добычи огромные: за три года — сто тысяч тонн: от 174 тысяч – до 74 тысяч тонн. Как видим, темп падения добычи остается значительным, в связи с чем у нас выходят месторождения с эксплуатации, — отмечает Н. Албеков.

В чем же причина? Причину надо искать в недалеком прошлом, когда 20 — 25 лет назад на нефтяных промыслах Чечни полыхали пожары. Это последствия военных действий в республике.

— В тот период были открытые фонтаны, все скважины без каких–либо режимов эксплуатировались. Таким образом, несоблюдение технологических режимов привело к тому, что все скважины практически стали обводняться с большими темпами, — рассказал Нурмагомед Джаладиевич.

Интересуюсь, на каком же месте находится Чечня по добыче нефти?

— К сожалению, мы уже не входим в группу дочерних обществ, которые являются базовыми или формирующими добычу «Роснефти», так как процент нефтедобычи, который мы даем для компании, очень незначителен — наша добыча и процента не составит от общей добычи «Роснефти», — утверждает Н. Албеков.

Тем не менее, нефть добывается и вывозится. А что же имеет республика от «Роснефти»?

— Республика получает налоги, а также мы обеспечиваем около двух тысяч рабочих мест. Кроме того, хотелось бы это подчеркнуть, что компания «Роснефть» на территории Чеченской Республики занимается не только извлечением и отгрузкой нефти. С 2009 по 2019 годы по программе геолого-разведочных работ, где мы планируем наращивание запасов, вложено более семи миллиардов рублей. Из них чуть больше пяти млн – программа бурения и программа сейсмических исследований. Таковы затраты для восполнения запасов. Но при всем этом, замечу, что проведённые сейсмические исследования и пробуренные скважины как таковых больших открытий месторождений не дали. То есть, мы имеем некоторые локальные участки, где и добываем нефть. Но при всем этом, сказать, что открыты значительные месторождения, нельзя.

Нур-Магомед Джаладиевич рассказал, что в планах общества на ближайшую перспективу, кроме геолого-разведочных работ, завершение работ по Закано-Серноводскому месторождению, где заканчиваются сейсмологические исследования. Кстати, лицензия на Заканско-Серноводское месторождение «Роснефтью» приобретена в 2016 году.

В дальнейшем, по подтверждении запасов на данном месторождении, «Грознефтегаз» планирует начать бурение 17 скважин. Это, по словам Н. Албекова, ближайшая перспектива, начиная с 22-го года.

— Сейчас проводим работы по завершению строительства скважин на Октябрьском месторождении — это глубокая скважина N 1 Северо- Октябрьская, забоем 4950 метров, бурится 1 Октябрьская на Корагано-Чокрак глубиной 2450 метров. По результатам сейсмики лицензия на разработку этого месторождения приобретена «Роснефтью» в 2017 году.

Отгрузка добытой в Чечне нефти проводится на станции Червленная Узловая. Это бывшая пропарочная станция, и она не соответствует требованиям промышленной безопасности, то есть практически не предназначена для отгрузки нефти. Соответственно, налицо эксплуатация данного объекта происходит с многими нарушениями правил безопасности, то есть, объект практически не предназначен для отгрузки нефти.

По словам Албекова, по программе Роснефти запланировано строительство новой наливной товарной нефти на свободной или на новой площадке, но в районе этой же наливной, примыкающей к железной дороге и соответствующей всем требованиям промышленной безопасности. На отведенной под эти цели площадке уже ведутся изыскательские работы. А это, в свою очередь, вклад в оздоровление экологии.

Санет Магадаева