В Веденском районе Чечни завершена реставрация двух памятников средневековой архитектуры крепости Алдам-Гези. Обрели максимально первозданный вид мечеть XVI—XVIII вв. и жилая башня – так называемая «Башня Дауда» XII-XVI вв. Работы проводятся в рамках государственной программы «Развитие культуры и туризма» Минкультуры РФ. Частичное восстановление цитадели – только начало реставрационных работ на территории замка, который считается одним из древнейших и загадочных в ЧР.
Внутри мечеть имеет необычную арочную архитектуру, которая была в точности воссоздана реставраторами, отмечает сообщил на своей странице в Instagram министр культуры Чечни Хож-Бауди Дааев.
Арочная архитектура, как известно, пришла в Чечню из Дагестана. Вот что пишет об этом Леча Ильясов в своей книге «Тени вечности»:
«Крепость Алдам-Гези расположена на высокой скальной площадке и обнесена каменной стеной. Внутри цитадели сохранился фундамент боевой башни. Комплекс, по всей вероятности, построен в XVI веке, а мечеть — в более поздние времена. Это подтверждается и особенностями архитектурного стиля строений. Если жилая башня построена в чисто вайнахском стиле: центральный опорный столб, угловые камни, связывающие стены, использование раствора, то архитектура мечети является чисто дагестанской. Она, по всей вероятности, была построена после XVII века, то есть после распространения ислама в Чеберлое», — предполагает ученый.
Свыше полувека назад в Алдам-Гези побывал профессор Чечено-Ингушского госуниверситета, доктор исторических наук Виталий Виноградов. Он отмечал в книге «Время, горы, люди», год издания 1980 г. следующее:
«… Много желающих осмотреть замок Алдам-Гези Ади-Сурхой. Его каменные башни теперь пустуют. Только одно из строений отремонтировано чабанами и используются для их нужд. Да еще и живет здесь в летнее время семья наследственных пастухов. Её сакля лежит ниже жилой башни предков, плоская, накатанная из глины крыша выходит на дорогу. И велико бывает удивление туристов, когда, с замиранием прислушиваясь к далекому шуму реки, к посвисту ветра, они слышат вдруг из-под земли, буквально из-под нок звуки радио. Это работает транзистор в скале. Хозяева ее тепло встречают гостей, а дети с удовольствием становятся проводниками по замку и окрестностям».
Основателем крепости считается военный предводитель Алдам. Вот что пишет об этом ученый-историк З. А. Тесаев в своей монографии «Мехк-Дай в истории Чечни (XVI – 1-я треть XIX в.)»:
«… Гази Алдамов, или Алдаман ГIеза, стал одним из самых выдающихся предводителей чеченцев и печатью, или завершением, главного этапа чеченской реконкисты (отвоевания) после длительного периода турко-иранской экспансии в регионе (XV–XVII вв.). Начав свой путь с положения макажойского предводителя и члена Мехк-Кхеташо, представляя свои аул и область, он стал областным главой Чеберлоя, затем – войсковым предводителем, или Тур-Да, ДегIасты (Страны чеченцев), а затем – главой, или Мехк-Да, всей страны, навеки вписав свое имя в ряды лучших и славных сынов чеченского народа)», — констатирует ученый.
Последние жители цитадели обосновались в Алдам-Гези после возвращения из депортации в конце 1950-х. Один из них — Байгири Баймасханов, грозненский врач:
— Меня выслали вместе с семьей в 1944-м. Возвратился я на родину в 1959-м. Годом позже приехали моя мать, дядя, еще две семьи. К тому времени все дома на территории бывшей крепости Алдам-Гези были разрушены, но уцелели подземные галереи. Там и жили возвращенцы несколько лет.
Как вспоминал Байгири Баймасханов, в детстве он вместе с другой детворой находил на территории крепости пушечные ядра. Трудно предположить, немые ли это свидетельства Кавказской войны или сражений предыдущих веков. А в подземных арочных галереях обычно содержался скот. Там же после возвращения из депортации отдельное крыло было приспособлено под жилье — за отсутствием такового на поверхности земли. Как известно, в годы высылки все жилища горцев взрывались органами НКВД.
В 1960-х немногие местные жители расселились на равнине. Жизнь зародилась в обезлюдевшей крепости после двух военных кампаний – здесь разводили скот потомки бывших жителей, рассказал Байгири Баймасханов в беседе с «ГР». Что касается истории крепости, таковая крайне скупа за отсутствием письменных источников.
По информации Минкульта ЧР, в этом году планируется восстановление еще одного каменного сооружения Алдам-Гези. Работы проводятся в рамках государственной программы «Развитие культуры и туризма» Минкультуры РФ.
Зарина Висаева