В горах Чечни выявляются все новые загадки древности. Так, в последних числах июня в руинах северо-восточной части Шаройского историко-архитектурного комплекса обнаружен камень, усеянный петроглифами. Уникальность находки в том, что древние знаки неизвестны ученым, хотя петроглифами усеяны многие памятники средневековой архитектуры ЧР. Об этом сообщает пресс-служба Аргунского историко-архитектурного и природного музея-заповедника Министерства культуры ЧР, чьи специалисты обнаружили редчайший артефакт. После фиксации ими всех данных, связанных с выявлением объекта культурного наследия, дальнейшими исследованиями займутся ученые, отметил в беседе с «ГР» директор Аргунского музея-заповедника Рамзан Хаджиев.
Рамзан Хаджиев также пояснил «Грозненскому рабочему»:
— Обнаруженный камень с неизвестными петроглифами — это боковая плита входного проема одной из жилых башен Шаройского историко-архитектурного комплекса. От башни остались только вход с аркой и часть стены, все остальное превратилось в руины. Вывезут ли боковую плиту для изучения? Нет, конечно, ведь это часть башни, подлежащей восстановлению.
Сумеют ли ученые разгадать значение обнаруженных петроглифов, трудно сказать. Хотя петроглифы на чеченских башнях и склепах являются предметом науки уже более ста лет, они относятся к наиболее слабо изученной области чеченской культуры, — заключил Рамзан Хаджиев.
Напомним, в горах Чечни нередко выявляются ранее неизвестные петроглифы. В минувшем феврале сотрудники Академии наук ЧР обнаружили в горах Майсты петроглиф, ранее не известный в этой исторической области Северного Кавказа. Нанесенные на камне три креста и две спирали были замечены в окрестностях замкового комплекса Дакан-Чу по дороге к башенному комплексу Пуга, рассказал ТАСС научный сотрудник Института гуманитарных исследований АН Чеченской Республики Азамат Ахмаров:
— По пути от Васеркела к Дакан-Чу мы увидели стрельчатую арку высотой в человеческий рост и руины других сооружений. В составе кладки, на одном из гладко обтесанных и плотно подогнанных друг к другу камней, на уровне глаз процарапаны крест, две солярных спирали и еще два креста. Таких петроглифов в Майсте я раньше не встречал. Нет их и у Руслана Арсанукаева, изучавшего эти места в советское время, и у Лечи Ильясова, который исследовал их позже, — сообщил ученый.
Ранее в интервью «ГР» известный ученый-историк, исследователь материальной культуры чеченцев Леча Ильясов отметил следующее:
— Петроглифы – это знаки, символы древнейшие, связывающие нас с древними цивилизациями (средиземноморскими, переднеазиатскими, европейскими), с нашим прошлым, с нашими предками, с их различными культами. По сути, петроглифы – единственные источники знаковой информации о нашей древней истории и культуре. На мой взгляд, для понимания нашего прошлого, нашего менталитета, нашей современной культуры ничего более важного, чем петроглифы, нет.
По его словам, исследователям еще предстоит немало работы: собрать воедино все изображения, расшифровать их, найти параллели и аналогии в культурах других цивилизаций Европы, Передней Азии и Средиземноморья.
х х х
Леча Ильясов («Петроглифы на территории Чечни»):
«Ученые считали, что петроглифы возникли в эпоху активного строительства башен и склепов, то есть в XI –XVI веках. Но самые последние исследования показали, что они гораздо древнее и имеют сходство со знаками, нанесенными на керамику и металлические изделия племен кобанской культуры начала I тысячелетия до нашей эры».
«На стенах чеченских башен наиболее часто встречаются петроглифы в виде солярных знаков и различных изображений небесных светил и Вселенной. Это, конечно же, связано с культом Солнца, одним из древнейших религиозных культов, распространенных не только на Кавказе, но и везде, где возникли древние цивилизации. Культ Солнца был распространен среди нахов, по всей вероятности, еще с III–II тысячелетия до нашей эры и просуществовал почти до конца I тысячелетия нашей эры».
Также к древнейшим солярным знакам, которые получили широкое распространение в Древнем Египте, Передней Азии, Средиземноморье, относится крест. По словам ученого, это символ
воскресения и бессмертия, четыре его луча символизируют и четыре стороны света, и четыре времени года, и четыре стихии: огонь, воду, воздух, землю. «Позже христианство принимает крест как символ религии, а в исламе крест сохраняет древнейшее значение символа четырех сторон света».
Крест как оберег встречается на многих башнях в горах ЧР именно на арочных камнях дверных проемов, как бы преграждая вход всему враждебному, плохому. Например, на боевой башне у некрополя Цой-педе, в Малхийсте, на многих жилых башнях в ущельях Шаро-Аргуна и Аргуна. Одна из форм креста – свастика, загнутые концы которой символизируют движение солнца по небосводу, движение всего сущего в природе.
«У древних нахов свастика была символом вечной жизни, символом бессмертия, универсальным оберегом. Изображения свастики встречаются на чеченских башнях в различных вариантах: прямоугольные, криволинейные, стилизованные. Классическая прямоугольная свастика выгравирована на дверном проеме жилой башни в селении Химой. Подобный знак можно видеть на древней керамике в Центральной Европе. Криволинейная свастика выгравирована на арочном камне жилой башни в селении Итум-кале, на жилой башне в селении Зенгали, в Западной Чечне. Она также обнаружена на Северном Кавказе на керамике и металлических изделиях I тысячелетия до нашей эры», — отмечается в работе Ильясова «Петроглифы на территории Чечни».
Кроме того, наиболее распространенные петроглифы на чеченских башнях: изображение круга (связано с культом солнечного диска), крест в круге (символизирует непрерывность движения солнечного диска по небесному своду, знак мифологической солнечной колесницы), спирали, в том числе двойные, а также петроглифы, изображающие руку или раскрытую ладонь, человеческие фигуры, животных.
«Самой длинной является петроглифическая надпись на стене жилой башни в Майсте, на высоком, крутом берегу Майстойн-эрк. Она впервые был опубликована австрийским ученым Бруно Плечке. Эта надпись, вероятнее всего, является одним из видов древнего нахского идеографического письма и состоит из двадцати символов, среди которых встречаются и различные солярные знаки, и сцена охоты, представляющая собой стилизованные фигуры человека и оленя, между которыми изображен лук. Завершается она двумя крестами в круге, разделенными двумя направленными друг на друга стрелками». (Конец цитаты).
х х х
По мнению ученых, многие петроглифы на башнях, особенно связанные с солярной символикой, выполняли календарные функции или являлись фамильными знаками, которые как бы напоминали гостям о древности и силе семьи, проживающей в башне. А гости, в свою очередь, также часто оставляли изображения своих фамильных гербов на деревянных дверях башни. С одной стороны, это было проявлением уважения по отношению к хозяину, с другой – поднимало его авторитет в глазах новых гостей.
Вот что отмечал несколько десятилетий назад профессор, доктор исторических наук, исследователь памятников архитектуры Северного Кавказа Владимир Марковин, констатируя необходимость полной коллекции и систематизации нахских петроглифов:
«Только подход к петроглифам, как к семиотическим системам, информационным знакам, связанным с преданиями, событиями жизни местного населения, может быть, позволит не только решить вопросы общего характера (с какой целью высекли петроглифы), но и подойти к конкретному прочтению их».
х х х
Между тем, петроглифы на чеченских башнях, склепах и отдельных камнях — один из самых неизученных разделов истории нахской письменности. Десятилетиями сбору, изучению и систематизации знаков древности не уделялось почти никакого внимания, хотя практического материала для проведения этих работ достаточно. При этом ученые отмечают — большая часть бесценного материала безвозвратно утеряна. На разных этапах чеченской истории башни и древние погребальные сооружения, на стенах которых высечены письмена, рушились, погребая под собой историю нашего народа, от камней откалывались пласты с изображениями древних знаков, которым тысяча и более лет. В настоящее время, судя по научным публикациям, петроглифы являются предметом исследований молодого поколения ученых- историков ЧР.
В горной части республики идет масштабное восстановление историко-архитектурных комплексов, жилых и боевых башен. В ходе реставрации используются камни, выпавшие из восстанавливаемого объекта. Или их оставляют в руинах, как камень с неизвестными петроглифами из кладки одной из руинированных башен Шаройской крепости, возведенной, по официальной информации, 1500 лет назад.
Зарихан Зубайраева