В НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ЧР ВЕРНУЛИ КАРТИНУ, ПОХИЩЕННУЮ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА

В Третьяковской галерее состоялась официальная передача Национальному музею ЧР картины Александра Головина «Портрет Е.Татевосяна в бедуинской повязке», пропавшей во время военных действий. Об этом сообщил 26 октября директор Национального музея ЧР Ваха Асталов.  По его словам, ранее полотно принадлежало Чеченскому республиканскому музею изобразительных искусств им. академика П.З. Захарова (ныне ГБУК «Национальный музей Чеченской Республики») и числилось под названием «Портрет индуса (Араб)». Владелец картины письменно подтвердил свое желание передать ее Нацмузею ЧР, сообщила 23 октября пресс-служба Третьяковской галереи.

В церемонии передачи картины участвовали министр культуры ЧР Хож-Бауди Дааев, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова и директор Национального музея ЧР Ваха Асталов.

Предыстория такова: на выставке в Третьяковке, посвященной 175-летию со дня рождения художника Василия Поленова, обнаружили картину,  похищенную из грозненского музея во время военных действий 1994-1996 годов. «Опознал» полотно, несмотря на переименование, коллекционер и реставратор Сергей Подстаницкий, а на его пост в Facebook обратил внимание музейный обозреватель Александ Спивак, сообщивший в Третьяковку о публикации. Представители Третьяковской галереи вышли на контакт с руководством чеченского музея, специалисты галереи начали «копать» посредством технико-технологических исследований и архивных изысканий для прояснения ситуации. Картина была снята с выставки.

— Возвращение картины Александра Головина — значимое событие в культурной жизни нашей республики, тем более в жизни нашего музея. Мы ее представим в выставочном зале русской живописи XVI-XIX веков, – отметил в беседе с «ГР» Асталов.

— Ранее картина А.Головина «Портрет Е.М.Татевосяна в бедуинской повязке» принадлежала Чеченскому республиканскому музею изобразительных искусств им. академика П.З. Захарова (ныне ГБУК «Национальный музей Чеченской Республики») и числилась в музее под названием «Портрет индуса (Араб)»,- пояснила «ГР» искусствовед, заведующая отделом изобразительных искусств Национального музея ЧР Милана Хадчукаева.

По ее словам, идентичность исчезнувшей в военной смуте конца ХХ века картины «Портрет индуса» («Араб»)» и картины «Портрет Е.М.Татевосяна в бедуинской повязке» подтвердил Арби Усманов, бывший директор музея изобразительных искусств им. академика П.З. Захарова, ныне председатель Совета по культуре при Главе ЧР, а также довоенные посетители музея.

Егише Татевосян — армянский художник начала ХХ века.

Как известно, в истории Национального музея ЧР уже были случаи возврата произведений в фонды музея: в 2015 году в Грозный была возвращена картина П.Колчина «Горец с лошадью» (XIX в.); в 2016 году – картина В.Тропинина «Юноша с книгой (Мальчик с книгой)» (XIX в.).

По словам Вахи Асталова, в военные годы было утрачено до 90% музейных фондов Чечни — более 230 тыс. единиц. «Сегодня в объединенном музее находится около 38 тыс. единиц хранения, из довоенного фонда у нас в настоящее время сохранилось порядка 120 картин из тысячи. Несколько полотен возвращено, будем продолжать поиски, этим занимаются компетентные органы», — сообщил директор Национального музея ЧР.

Он также отметил, что дата передачи картины в Грозный обсуждается.

 

Рита Хаджиева