Долгожданная презентация книги «Поиски утраченных реликвий» состоялась в Москве 12 апреля. Авторы нашумевшего издания — известный специалист по кавказскому оружию Иса Асхабов и Хамзат Асхабов. В презентации приняли участие все известные коллекционеры РФ, научные сотрудники и руководители музеев Москвы и Петербурга, друзья и гости авторов книги. Так, гостями были директор государственного Исторического музея Алексей Левыкин, представители ведущих музеев Санкт-Петербурга: Эрмитажа, Царскосельского Арсенала, Гатчинского музея, музея Инженерных войск и войск связи, Российского Этнографического музея; присутствовали и ведущие эксперты Министерства культуры РФ. Кроме того, на имя авторов и уважаемого собрания поступили Поздравительные адреса от А. Тизнгаузена – руководителя Департамента аукционного Дома Кристи (Лондон). В ходе презентации собравшиеся отмечали уникальность издания, в котором развита тема, заявленная Исой Асхабовым еще 16 лет назад в широко известной книге «Чеченское оружие».
Книга «Поиски утраченных реликвий» начинается с глубокой признательности отца и сына Асхабовых Алексею Гнедовскому и Александру Атаеву — бизнесменам и меценатам, благодаря финансовой поддержке которых вышло в свет это прекрасное издание. Здесь впервые представлено более 300 единиц кавказского оружия и снаряжения XVIII, XIX и начала XX веков из частных зарубежных собраний. Авторы книги потратили 12 лет на поиски и изучение предметов оружейного искусства в Европе, Америке и странах Ближнего Востока с целью показать реликвии, вывезенные эмигрантами из России после Кавказской войны (1859-1864) и Октябрьской революции (1917). Часть вывезенных изделий чудом сохранилась благодаря потомкам эмигрантов и коллекционерам. В результате этих поисков Асхабовым удалось найти и отснять во многих странах мира немало кавказского, чеченского оружия. В том числе и оружие, принадлежавшее Александру Дюма, Аркадию Александровичу Суворову (сыну великого русского полководца), принцу Ганноверскому Эрнсту Августу II, императорам России Александру III, Николаю II, князьям Константину Николаевичу и Михаилу Александровичу Романовым и многим другим.
Издание «Поиски утраченных реликвий» уникально — исследование, альбом и справочник одновременно. В книгу включены фотографии, рисунки, свидетельства историков, репродукции живописи… Она интересна не только профессионалам – историкам и этнографам, но и широкому кругу читателей, причем не только российским, но и зарубежным: в книге параллельный текст на русском и английском языках.
14 апреля презентация книги «Поиски утраченных реликвий» состоялась также в Грозном, в здании Национального музея ЧР, с участием министра культуры республики Хож-Бауди Дааева.
Рита Хаджиева
О книге Исы Асхабова и Хамзата Асхабова «Поиски утраченных реликвий» (М.: Изд. «Вече». 2016, — 392 с.)
Представляется значительным культурно-научном событием выход в свет книги-альбома Исы Асхабова и Хамзата Асхабова о кавказском оружии «Поиски утраченных реликвий». Это великолепный с точки зрения содержания и оформления труд дает поражающие воображение высокие образцы кавказских клинков, кремневых пистолетов и ружей, сосредоточенных в музеях и частных коллекциях многих стран Западной Европы, Ближнего Востока и США. Отрадно отметить, что Иса Асхабов воспитал достойного преемника — сына Хамзата, которому, как полагаю, мы во многом обязаны столь широкой представленностью в альбоме великолепных артефактов и их профессиональной атрибутацией.
О художественных достоинствах рассматриваемого издания, а уж тем более о собственно изделиях кавказских мастеров, представленных в нем, можно говорить много и всегда интересно. Мне же как профессиональному историку хотелось бы сказать немного о другом, а именно: значение содержания данной книги выходит далеко за пределы того, что намечали наши исследователи.
Речь идет о творческом гении целого ряда кавказских народов, воплощенного именно в оружии, о том, как кавказские народы реализовывали в доиндустриальную эпоху традиционализма свой интеллектуальный потенциал в таком специфическом направлении высокого искусства. Кавказское оружие – это не промысел и не рациональное орудие войны, в нем воплощали люди прошлое свои эстетические представления о прекрасном.
Иса Асхабов – подлинно великий труженик, начиная с первой своей книги «Чеченское оружие» вышедшей в 2001 г. и завершая рассматриваемым изданием от 2016 г., открыл нам своеобразную «Атлантиду» — высокий мир кавказского искусства, воплощенного в металле. Этой специфической составляющей художественного мира человечества безусловно предстоит войти в научные монографии, учебники и энциклопедии. Мы теперь будем изучать ранние и поздние периоды в творчестве выдающихся мастеров-оружейников прошлого, направления и школы, исследовать национальные и художественные особенности тех или иных узоров и орнаментов, приемы и технологии работы мастеров с железом и драгоценными металлами.
Не сомневаюсь, что кавказское оружие как вид высокого искусства на наших глазах войдет в мировую сокровищницу достижений человеческого духа также как греческая скульптура и римская пластика, китайская бронза и фарфор, кавказские храмы и боевые башни, бенинская бронза Африки, итальянская художественная школа, высокое русское искусство, и т.д., и т.д.
Буквально на нескольких примерах хочу обозначить параметры того значения какое имело оружие как явление в жизни кавказцев. На примере, скажем, духовной культуры тех же чеченцев; я говорю в данном случае о героических песнях-илли чеченцев эпохи средневековья и нового времени, которые мне довелось в прошлом исследовать.
Какую бы мы ни взяли героико-историческую песню чеченцев, она, как правило, содержит в себе описание оружия и одежды героя. Характеристики оружия подчеркивают идеальный характер предметов, их высокие достоинства, упоминаются «марка» изделия, его исключительные качества. Оно обязательно верное, надежное, чеканное, ослепляющее своим блеском. Среди эпитетов встречаются такие: «злее разъяренного медведя оружие», «шашка ревущей обезьяны», «булатная тонкая шашка» и т.д. Оружием любуются, играют в руках, приходя в воинское неистовство.
Причем герой в эпических песнях илли только в том случае герой, когда обладает особого качества «героическим», сакральным набором оружия – кольчуга и латы, клейменные шашка и кинжал, винтовка «мажар» с восьмигранным стволом и кремневый пистолет. Причем в битве герой как бы «разрешает» своему свирепому оружию сокрушать врагов. В редких случаях, когда эпического героя настигает смерть «во вражьей стране», он должен был принять ее «с зеленой травой в руках (т.е. даже умирая ползком стремиться на врага), с оружием в объятиях». Все это сводится к ощущения людьми прошлого мира оружия как явления, тесно переплетенного воедино с миром человеческих поступков.
Кавказское оружие никому сегодня не угрожает, едва было не утраченное оно, Благодаря таким подвижникам как Иса и Хамзат Асхабовы, кавказское оружие, которое никому сегодня не угрожает, возвращается к нам как важное национальное, культурно-историческое достояние. И как не выразить при этом нашу безмерную благодарность подлинным меценатам российской современности — Алексею Дмитриевичу Гнедовскому и Александру Артемьевичу Атаеву, благодаря которым стало возможным это подлинное явление в истории культуры российских и кавказских народов.
Явус Ахмадов, доктор исторических наук, профессор, академик АН Чеченской Республики.